В 2020 году начались масштабные мероприятия по цифровой трансформации госорганов, которые проводились Минцифры совместно с отдельными ведомствами. Первоочередной задачей стала разработка ведомственных программ, в которых отображены основные шаги и конкретные этапы проведения цифровизации на ближайшие три года.
Росреестр также подвергся значительным изменениям. Трансформация началась еще в 2004 году, когда был сформирован полноценный земельный кадастр России, но огромное количество информации все еще хранилось в бумажном виде. Лишь к 2014 году был разработан “Единый государственный реестр недвижимости”. Окончательный переход на электронную автоматизированную систему субъектами РФ произошел в 2020 году.
Одна из причин, почему процесс цифровой трансформации занимает такое большое количество времени — проблема безопасности. Ежегодно количество случаев утечки данных растет в десятки, а иногда и сотни раз. Только за 2019 год этот показатель вырос почти на 40%. Помимо кражи персональных данных, существует огромная проблема скомпрометированных записей.
Коронавирус.
Актуальность вопроса цифровизации Росреестра возросла вместе с появлением в мире коронавируса. Население начало переходить на удаленный формат не только работы, а жизнедеятельности в целом: заказ еды и продуктов, вызов различных служб на дом, отказ от посещения мест с большим скоплением людей, поэтому запрос на электронные услуги резко возрос. Поэтому уже сейчас более 95% услуг ЕГРН можно получить в электронном виде.
Задачи трансформации.
Основная задача Росреестра на данный момент — это полная цифровизация в кратчайшие сроки. Необходимо создать единую эко-систему, в которой можно найти актуальную информацию и помощь по возникшим проблемам и вопросам, а также получить разного рода услуги. В планах интеграция с с Единым порталом госуслуг.
Основная задача цифровых преобразований — повышение качества предоставляемых услуг и упрощение процедуры их получения, сообщила Елена Мартынова (заместитель руководителя Росреестра).
ИИ.
Росреестр планирует внедрить искусственный интеллект, что позволит в разы ускорить все процессы, связанные с документооборотом: проверить правильность заполнения, найти нужную информацию и тд. Также это позволит автоматизировать процесс ведения электронного архива документов (на данный момент в архиве Росреестра более 230 миллионов документов).
Заявляется, что с внедрением ИИ время на заполнение заявления на получение любой услуги не превысит 10 минут.
Еще один рассматриваемый вариант использования искусственного интеллекта — это обнаружение незарегистрированных объектов через спутниковые снимки.
Росреестр начал активное привлечение специалистов в сфере цифровой трансформации для реализации поставленных задач, а также активно изучается предыдущий мировой опыт. Завершение цифровизации поставлено на конец 2023 года.